каденция

  • 101Оборот —         термин, применяемый в сов. музыковедении для обозначения обладающего определённой характерностью последования неск. звуков (мелодич. О.), созвучий (гармонич. О.), совокупности мелодич. звуков и звуков сопровождающих голосов (муз. О.).… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 102Педаль —         (франц. pedale, от лат. pedalis ножной).         1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. фп., арфы, в литаврах деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. целям.         Фортепьянная правая П.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 103Политональность —         (от греч. polus много и тональность) особый вид ладотонального изложения, составная (но единая) система звуковысотных отношений, применяемая преим. в совр. музыке. П. не сумма нескольких тональностей..., а сложный их синтез, дающий новое… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 104Субдоминанта —         (от лат. sub под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 105Фермата —         (итал. fermata, букв. остановка; также corona; франц. point d orgue; англ. pause; нем. Fermate) знак не ограниченного временем увеличения длительности (обычно в 1 Ѕ 2 раза). Ф. изображается в виде полукруга с точкой в середине изгиба или …

    Музыкальная энциклопедия

  • 106Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 107БЕРГ Альбан — ( 9 II 1885, Вена 24 XII 1935, там же) Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь. П. Альтенберг А. Берг один из классиков музыки XX в. принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А.… …

    Музыкальный словарь

  • 108Алеаторика — (от лат. alеa игра в кости, случайность, жребий) Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом; как самостоятельный способ сочинения музыки оформился в XX в. А. означает полный или частичный отказ композитора от жесткого контроля …

    Энциклопедия культурологии

  • 109КАДАНС — КАДАНС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …

    Толковый словарь Ушакова

  • 110Каданс — I м. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каденция. II м. Особый знак над паузой или нотой, указывающий на её продление (в нотной записи). III м. 1. Танцевальный ритм. 2. Поэтический ритм. Толковый словарь… …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 111Каденца — ж. то же, что каденция Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 112Каденцевый — прил. 1. соотн. с сущ. каденция, связанный с ним 2. Свойственный каденции, характерный для неё. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 113импровизация — и; ж. 1. к Импровизировать (1 зн.). Речевая и. И. в музыке. 2. Художественное произведение (стихи, музыкальная пьеса и т.п.), сочинённое в момент исполнения. Остроумная и. Шуточная и. Каждый раз это была и. ◁ Импровизационный, ая, ое. И. дар.… …

    Энциклопедический словарь

  • 114отклонение — я; ср. 1. к Отклонить отклонять и Отклониться отклоняться. О. стрелки. О. ходатайства. Писать для отклонения подозрения. О. от нормы. О. от курса. Передать чьи л. черты с отклонениями, без отклонений. 2. обычно мн.: отклонения, ний. Некоторая… …

    Энциклопедический словарь

  • 115ГАРМОНИЯ (в музыке) — ГАРМОНИЯ, выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия (см. СОЗВУЧИЕ) и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия аккорд (см. АККОРД). Гармония строится по определенным законам лада (см.… …

    Энциклопедический словарь

  • 116ШУМАН Клара — (урожд. Вик, Wieck; Schumann) (1819 1896), немецкая пианистка, композитор, педагог. Дочь и ученица немецкого музыкального деятеля и педагога Фридриха Вика (1785 1873), жена Роберта Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)). С 1832 года Клара Вик… …

    Энциклопедический словарь

  • 117Ауэр, Леопольд Семёнович — Леопольд Семёнович Ауэр нем. Leopold Auer …

    Википедия

  • 118Конюс, Георгий Эдуардович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Конюс. Георгий Эдуардович Конюс (30 сентября 1862, Москва  29 августа 1933, там же)  российский теоретик музыки, композитор и педагог. Сын француза Эдуарда Конюса, брат Льва и …

    Википедия

  • 119Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима …

    Википедия

  • 120Бранденбургские концерты — (BWV 1046 1051) Иоганна Себастьяна Баха  цикл из 6 концертов, преподнесённых Бахом в качестве подарка маркграфу Бранденбург Шведта Кристиану Людвигу Бранденбург Шведтскому в 1721 г., но, скорее всего, сочинённых ранее. Содержание 1… …

    Википедия